МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА»

Социальная деятельность

Роль социального педагога в учреждении дополнительного образования

"Наша работа не только, а быть может не столько профессия... Это судьба, и судьба людей, которым по долгу службы мы помогаем. Человеческий контакт с ними чаще всего уже не прекращается... Мы уже не можем не общаться, не помогать друг другу, жить друг без друга". Эти слова, сказанные одним из шведских специалистов, в полной мере отражают суть деятельности социального педагога, его место в обществе. Появление должности социального педагога образовательного учреждения в России было обусловлено значительными изменениями в экономической, политической и социальной жизни страны, которые углубили существующие и обозначили новые проблемы воспитания, развития и социального формирования подрастающего поколения. Профессиональная деятельность социального педагога - это последовательная работа по социальному воспитанию детей и подростков в конкретном окружающем их микросоциуме, направленная на их успешную адаптацию, индивидуализацию и интеграцию в нем. Объектом деятельности социального педагога, прежде всего, является ребенок в микросоциальном мире, а предметом - процесс социального воспитания в нем. Современная социальная педагогика рассматривает социальное воспитание как решение достижения жизненного успеха, социальной компетентности, конкурентоспособности, социального самоопределения, выживания в обществе.
Целью работы является создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно- нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.
Главная задача социального педагога ДД(Ю)Т - помочь ребенку выразить себя, свои желания, свои эмоции, обрести себя как уникальную личность. Обрести личностную гармонию, которая одновременно является следствием и причиной нравственной свободы человека, обеспечивает ему полноту жизни и деятельности, постоянный творческий поиск.
Каким образом решается эта задача? Все начинается с диагностики. Каждый учебный год мы будем начинать с составления социальных паспортов объединений. На их основе составляется социальный паспорт, который позволяет нам определить: образовательный статус родителей (а это необходимо для планирования работы с родителями), статус семьи (ведь подходы в воспитательной работе зависят и от процентного соотношения полных и неполных семей). Совместно с администрацией определим, на кого стоит обратить особое внимание.
Бытует мнение: дети "группы риска" - это "трудные дети". Но это не совсем так. Особого внимания и заботы социального педагога требуют дети, которые имеют определенные социальные проблемы: слабое здоровье, проблемы в межличностном общении, низкую успеваемость, трудные социальные условия, сложные отношения между членами семьи и т.д. Ведь при определенном стечении обстоятельств эти проблемы могут обостриться и ребенок не всегда может справиться с ними. Вот тогда он становится "трудным". Чтобы этого не произошло, требуется вести с этими детьми активную работу. Так для работы с детьми, имеющими проблемы в обучении, очень важно заинтересовать, раскрыть творческие способности ребенка. В процессе диагностики определим количество детей - инвалидов и детей с ослабленным здоровьем. Для таких детей запланировано проведение различных интеллектуальных конкурсов.
Родители стали чаще приходить на родительские собрания, но не потому, что проблем стало больше, а потому что больше стали нам доверять. Мы в свою очередь будем делать все для того, чтобы родители увидели проблему "ребенок-родители" и предложем пути решения этой проблемы (если таковые имеются). Наша задача чаще проводить родительские собрания, индивидуальные встречи с родителями, организовывать открытые занятия для родителей. Я думаю, ни один родитель не откажется от дружеского чаепития со своим ребенком.
С некоторыми детьми потребуется проводить индивидуальную работу по развитию эмоциональной сферы, формированию культуры чувств, т.е.ч, умению подавлять негативные эмоции положительными, моральными, этическими, интеллектуальными чувствами.
Помочь ребенку найти себя, компенсировать социальное неблагополучие интересным делом, обрести новых друзей и единомышленников - это главный успех в работе социального педагога.
Большая проблема педагогов - межличностные отношения детей. Межличностные отношения - это важнейший компонент воспитательной системы. Межличностные отношения детей для нас показатель воспитания на сегодняшний день. Моя задача - знать психологическую атмосферу объединения, держать под контролем детей, испытывающих трудности в общении. Это осуществляется через диагностику, через наблюдение, через беседы с педагогами и детьми. Важно, владея этой ситуацией, в трудный момент оказаться рядом, поддержать, помочь разобраться в ситуации и предложить возможные пути решения этой проблемы.
Итак, можно сказать: ДД(Ю)Т - это живой организм, в котором не существует автономно ни один орган. Поэтому социальная работа одно из важнейших направлений в работе дворца.
В заключении я вновь хочу повторить слова своего шведского коллеги: "Наша работа не только, а быть может не столько профессия... Это судьба, и судьба людей, которым по долгу службы мы помогаем. Человеческий контакт с ними чаще всего уже не прекращается... Мы уже не можем не общаться, не помогать друг другу, жить друг без друга".